jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Кругобайкалка, или сбылась еще одна мечта идиота.

Вообще-то на Байкале я был много раз. Купался в нем, провожал закаты, встречал рассветы. Бродил по окрестным сопкам, бурханил, пил водку, ел шашлыки, омуля, омулёвою икру и прочую рыбу и всякие вкусности. Не однократно был в музее, котрый в Листвянке и нерпенарии. Ездил и не раз вдоль Байкала по железной дороге. И даже плавал посреди Байкала в джакузи. Да, в самом натуральном джакузи, прям посреди Байкала.
Но не смотря на все это, есть несколько интересных мест, куда я пока еще не добрался. Как ни странно, одно из них Кругобайкальская железная дорога. Вернее тот ее кусок, который остался незатопленным после того, как из-за строительства плотины ГЭС на Ангаре, под воду ушел участок, шедший по берегу реки.

20180801_091614.jpg

В этот раз, я тоже не думал, что туда попаду, потому, что на редкость было мало времени. Если бы не одно обстоятельство, то я бы вообще в этот раз на Байкал бы не поехал, слишком плотным получился график встреч, ради которых я прилетел в Иркутск. Но звезды сложились как надо. И мы таки очутились в Листвянке, а так как в этот раз никаких планов, как провести время не было, взяв небольшой кораблик мы решили таки переплыть на другой берег и посмотреть Кругобайкалку.

Сразу скажу, что если вы надеетесь в этом посте почитать про историю Кругобайкалки, то на этом можете чтение и бросить. Про Кругобайкалку написано множество книг и статей. Написано людьми, которые целенаправленно занимались изучением истории этого участка Великого Сибирского Пути. Так что если кого заинтересует этот вопрос, то обращайтесь к этим исследованиям. Я же ограничусь буквально парой слов по истории Кругобайкалки.

25 февраля (9 марта) 1891 года Александр III подписал высочайший указ, о строительстве Транссибирской железной дороги. Строительство Транссиба велось с 1891 по 1916 год. Общая стоимость составила около 1,5 миллиарда рублей. Строительство велось отдельными участками, которые вводились в эксплуатацию по мере готовности. По первоначальным планам Кругобайкальская дорога была завершающим этапом строительства, ввиду огромной сложности прокладки железнодорожной линии на этом участке. В скобках замечу, что с 1906 по 1916 год был построен еще один участок Транссиба, Амурская дорога. Это дорога дублировала КВЖД, и в отличии от последней, целиком шла по территории Российской Империи. Так что финальным звеном в строительстве Транссиба на тот момент стала не Кругобайкалка, а Хабаровский мост через реку Амур.

Сквозное движение на Транссибе от Москвы до Владивостока было открыто 1 (14) июля 1903 года, после завершения пятого этапа строительства, известного как Китае-Восточная железная дорога. Однако, через Байкал поезда и грузы приходилось переправлять либо на специально построенных паромах-ледоколах "Байкал" и "Ангара", либо по временному пути, укладываемому зимой на лед озера.
Вот на фото виден "Байкал" на пристани, принимает поезда.

пристань.jpg

Если возобновлю рубрику "Железные дороги на старинной открытке", расскажу про байкальскую переправу.

Но вернемся к Кругобайкалке. В 1888-1889 годах экспедицией О.П Вяземского была проведена рекогносцировка местности будущего строительства. В 1894-1896 экспедиция под руководством инженеров Г.В Андрианова и Ф.Ф. Докса проведены исследования для выбора направлений трассы. 13 мая 1898 года был подписан указ об организации летом 1898 года изысканий под строительство. В 1898-1900 годах проводились подробные изыскания несколькими изыскательскими партиями. Хронологически это выглядело так. Отчеты о четырех вариантах трассы были представлены в 1898 году. По результатам работ горных инженерных партий комитетом по сооружению Сибирской железной дороги в июне 1899 года из четырёх первоначальных вариантов было отобрано два: от Иркутска через Зыркузунский хребет и по берегу озера Байкал. Дополнительные изыскания проводились в течение 1899—1900 годов. Изыскания доказали преимущество варианта, идущего вдоль берега Байкала. Не смотря на всю его сложность, и более высокую стоимость (на 2%), пробиться через хребет в начале 20-ого века было практически не реально, на гране физических возможностей для технологий того времени.
В апреле 1901 года на инженерном совете предпочтение отдали варианту трассы по берегу Байкала. 9-ого июля Комитет утвердил его к постройке. В апреле 1902 года завершена трассировка под первый путь.



Результатом стало строительство одной из самых сложных и уникальных дорог в нашей стране. Самой насыщенной по количеству искусственных сооружений на километр пути.

В общем ничего удивительного в том, что дорога до сих пор занимает умы энтузиастов, увлечённых железными дорогами. Тем более, что строительство нового участка пути, идущего через хребет и затопление части Кругобайкальской дороги при строительстве Иркутской ГЭС в 1956 году, как не странно способствовало сохранению этого уникального сооружения в не сильно измененном виде (это вам для сравнения).

тоннель.jpg


У меня энтузиазм не настолько велик, но побывать и посмотреть на эту дорогу своими глазами, весьма хотелось. Считайте это некой данью предкам. Тем инженерам и строителям, которые больше 100 лет назад, имея примитивные средства механизации того времени, совершили это чудо. Покажу вам немного фотографий. Просто для того, чтоб оценили масштаб работ. Обратите внимание, сколько в мой объектив попало искусственных сооружений, хотя я прошелся всего чуть больше километра от остановочного пункта на 80-км до ближайшего тоннеля на 81-ом километре.

20180801_091958.jpg

20180801_092153.jpg

20180801_091847.jpg

20180801_091818.jpg

20180801_091737.jpg

20180801_091720.jpg

20180801_091622.jpg

Нетиповое здание блокпоста.

20180801_102707.jpg

20180801_092347.jpg

20180801_092343.jpg

Мосты 80-й км ПК10 через реку Большой баранчик. Металлический мост выведен из эксплуатации.

20180801_093120.jpg

20180801_092856.jpg

20180801_092704.jpg

20180801_092651.jpg

20180801_092633.jpg

20180801_092552.jpg

20180801_092532.jpg

Подпорная стенка. 81 км ПК2

20180801_093647.jpg

Мосты и трубы расположенные между о.п. 80 км и тоннелем №1 на 82 км.

20180801_101100.jpg

20180801_100931.jpg

20180801_095624.jpg

20180801_095534.jpg

20180801_095325.jpg

20180801_095310.jpg

20180801_094039.jpg

20180801_093933.jpg

И на камнях растут деревья...

20180801_094721.jpg

Тоннель №1 82 км. ПК 1-3.

20180801_100833.jpg

20180801_100401.jpg

20180801_100325.jpg

20180801_100246.jpg

20180801_095926.jpg

20180801_095841.jpg

20180801_095748.jpg

20180801_095746.jpg

20180801_095707.jpg

20180801_100526.jpg

20180801_100458.jpg

20180801_100450.jpg

Просто участки дороги.

20180801_101304.jpg

20180801_101210.jpg

20180801_100927.jpg

20180801_100913.jpg

20180801_100436.jpg

20180801_094445.jpg

20180801_094119.jpg

20180801_100813.jpg

Ну и немного фотографий снятых с воды участка от 80-ого километра до пристани "Байкал", которая существует и работает до сих пор.

20180801_112014.jpg

20180801_111327.jpg

20180801_110413.jpg

20180801_105006.jpg

Сама пристань.

20180801_112300.jpg

20180801_112147.jpg

20180801_112014.jpg

Тот самый корабль, на борту которого то самое джакузи. Блин, ровно 10 лет уже прошло. ))

20180801_112159.jpg

Паровоз на пристани. Как память о тех временах, когда в этой точке поезда перебирались на борт парома.

20180801_112432.jpg

20180801_112407.jpg

20180801_112354.jpg

На этом всё. Где-то там под водой реки Ангара осталась часть Кругобайкальской железной дороги.

20180801_112329.jpg

Tags: Байкал, железная дорога, иссо, история, мосты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments