jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Междуреченск-Тайшет. Часть 4. Джебь-Щетинкино. Эпизод 3. 2-й Джебский тоннель.

Ну, что, обещал прошлый раз, что в тоннель поведу, значит полезли в тоннель.




Все тоннели на участке Междуреченск-Тайшет в середине прошлого века, строил "Метрострой". Об этом до сих пор свидетельствует их фирменный знак над порталами тоннелей.



И надо сказать, что у них это не плохо получилось, большинство тоннелей успешно эксплуатируются. Исключением стал 2-й Джебский тоннель. Единственный из тоннелей, который пришлось вывести из эксплуатации сразу после строительства нового 2-ого Джебского тоннеля.



Это не единственный новый тоннель на участке, но остальные тоннели из эксплуатации не выводились. Вот например Манский тоннель.



Новый Манский тоннель построен в дополнение к существовавшему, а не взамен.

А вот 2-й Джебский был выведен из эксплуатации, сразу после строительства нового тоннеля. Причина проста. Шло активное разрушение сводов, вода не перехватывалась дренажными штольнями, вымывала породу, образуя заобделочные пустоты, и прорывалась через обделку тоннеля, там где считала нужным.



Разрушающийся свод тоннеля:



Вид из заброшенного восточного портала тоннеля:



Восточный портал заброшенного тоннеля



Но, сейчас, когда началось проектирование и строительство вторых путей на перегоне Джебь-Щетинкино, и стало понятно, что на участке 2-ого Джебского тоннеля необходим второй путь, естественным решением стало восстановление этого заброшенного тоннеля.
Задача оказалась совсем не тривиальной. Тоннель лежит в кривой, на уклоне. Длинна тоннеля 661 метр.



Нет, что делать с самим тоннелем абсолютно понятно. Снимать старую обделку,


(вот тут хорошо видно и заобделочные пустоты, и старая деревянная опалубка, брошенная строителями тоннеля, в заобделочном пространстве, и выступы скальных пород, которые теперь тоже надо срубить).

заполнять заобделочные пустоты





Срубить и заново сделать порталы тоннели.




Западный портал (тут он уже срублен)





Вычистить остатки старого ВСП, заново сформировать основание под укладку нового, современного ВСП и построить новые водоотводные сооружения внутри тоннеля.



Сделать новые эвакуационные штольни, с учетом наличия нового тоннеля:





Так что проект самого тоннеля долгих дискуссий не вызвал, быстро был сделан, прошел госэкспертизу и закипела работа:

На следующем фото вы можете видеть ворота, установленные в портале, чтоб можно было работать круглогодично и исключить проход посторонних.



На время ремонта тоннеля, он выведен из режимной зоны и передан под охрану строителей. Это значит, что в вас не будут стрелять без предупреждения (о чем вас предупреждает соответствующая табличка :)), но все равно не пустят. Не потому, что вы сможете навредить, а потому, что можете ненароком пострадать. Зря смеетесь, там все серьезно, и остановят вас еще на дальних подступах. А будите бузить, ВОХР никуда не делся, режимная зона нового тоннеля осталась, и из будок караульных по прежнему просматриваются оба портала.

Но вернемся к тоннелю.

Вот он в каком состоянии сейчас:



Вот двери в штольни, можете сравнить с фотографиями годичной давности







В тоннель уже даже можно заехать на автобусе:



Так в чем же была не тривиальность? В чем была проблема?
А проблема была в дренажных штольнях. Именно из-за них так быстро вышел из строя тоннель, именно они оказались камнем преткновения и в этот раз.

Исследования штолен во время проведения обследования показывали, что штольни не работают и не выполняют свою функцию. Более того, само их наличие выглядело бессмысленным. Когда строили новый тоннель, то проложили новую дренажную штольню, как раз между старым и новым тоннелем. Краешек двери, ведущей в нее виден на фотографии нового тоннеля, приведенной выше. Казалось, что новая штольня, взяла на себя функции старых штолен, и перехватывала основной поток воды идущей и в старый тоннель.
Собственно исходя из этого и был сделан первый проект реконструкции старого тоннеля, в котором старые штольни предполагалось забутировать. Но с таким решением не согласилась наша ведомственная экспертиза ЦУЭП, настаивая, что старые штольни работают. И потребовала сделать второй вариант проекта с реконструкцией штолен. Что явно приводило к превышению стоимостных показателей проекта. Так как очевидных доказательств работы старых штолен не было, а имеющиеся данные можно было трактовать двояко, то маститые тоннельщики и эксперты переругались чуть ли не до драки. А мне, в силу должностных обязанностей, пришлось выступать модератором этой эээ... дискуссии. Сразу оговорюсь, что я не тоннельщик. Тоннельщики, это отдельная каста, даже внутри отдельной строительной касты мостовиков и тоннельщиков. :)) Нет, конечно в силу образования и опыта работы я разбираюсь во всяких пешеходных и прочих небольших тоннелях, но проектирование и строительство больших тоннелей, требует очень узких специализированых знаний. Так что мои функции сводились к организации процесса переговоров, успокаиванию сторон и выслушиванию того, что они думают об оппонентах. Ну и побочно, обогащению уникальными знаниями в тоннелестроении. Хорошо, хоть имеющиеся у нас средства ТехПД, позволяли собираться дистанционно, а не летать самолетами, между Новосибирском (там базируются проектировщики тоннеля) и Москвой. Но согласия не находилось. У каждой из сторон были железные аргументы и факты, которые противоположная сторона отбить или удовлетворительно объяснить не могла. Так что два варианта проекта лежали на столе, а решения, устраивающего всех, не было. И какой из проектов тащить на утверждение было не понятно. В общем, пришли к решению всей уважаемой толпой экспертов лезть в штольни, являющиеся камнем преткновения, и пытаться разобраться на месте. Вот сейчас мы туда и отправимся. Сразу скажу, что поход туда не самая простая затея, особенно с учетом возраста нашего глубокоуважаемого собрания. Такие экспедиции хороши когда ты молодой, и тебе лет 25-30. Снимать там тоже было весьма сложно. Ибо кроме наших нашлемных фонариков и маленькой встроенной вспышки моего фотоаппарата других источников света не было.

Наш путь лежал через вот такую дверь:


Тоннель левой штольни. Видны, брошенные строителями тоннеля, рельсы узкоколейки по которой катали вагонетки с породой.



Доски, тоже оставленные строителями









Как видите, действительно довольно сухо.
А теперь правая штольня:
Оп-па, ручеек: ))



Не то чтоб вода потоком, но:













А вот там сухо.



И все встало на свои места. Штольни работали частично и не круглый год. В общем, нам повезло, мы попали в нужное место и в нужное время.
В результате был сделан третий вариант проекта, который устраивал всех. Надеемся он продлит жизнь старому тоннелю на многие десятилетия.
Господа эксперты еще много времени спустя при встречах вспоминали эти события и то, как в споре родилась истина. Мем "а в результате получился третий вариант" пожалуй закрепился надолго.

На этом, пока все.
Tags: железная дорога, иссо, неожиданно, проектирование, разум человеческий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments