А пока просто фотографии конкретного вида швейцарских паровозов, исползавших в качестве средства преодоления крутых склонов третий рельс с зубчатым сцеплением.
Начну с самого первого такого паровоза в Европе.

На фотографиях с таблички видно, как это работало.


Парочка более современных паровозов. Но тип сцепления и конструкция среднего рельса не меняются.




А вот собственно как устроено зубчатое сцепление.

Обратите внимание, швейцарская конструкция третьего рельса заметно сложнее американской. Вместо простой "пилы", добавлена сложная система из двух боковин.
Ну и вершина швейцарского горного паропанка.



Ну, а в качестве бонуса, вот такое простое устройство, сделанное с той же целью. Затащить на склон туристов.

Оно у них в музее тоже почему-то отнесено к павильону железнодорожного транспорта. Многочисленные фуникулеры находятся в другом павильоне.