jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Очередной кусочек РКМП.

Продолжаю изучать материалы, сваленные бесформенной кучкой в книге, "Русская усадьба. Серебряный век", про которую вот тут рассказывал.

Очередная глава принесла еще два кусочка вновь обретённой РКМП. Причем этот кусок дачного и усадебного бума оказался связан с железной дорогой.

Развитие железных дорог породило такое явление как усадьбы-дачи. Первый кусочек, это аналог современных коттеджных поселков, выстроенных по единому образу застройщиками. В начале века, когда развитие железных дорог позволило начать освоение достаточно удаленных, по тем временам, от Москвы земель, появились застройщики, которые выкупали большие территории, и помимо классической усадьбы, с курами, коровами и прочей живностью и сельским хозяйством, организовывали там строительство дачных поселков, с хорошими дорогами, электричеством и прочими благами цивилизации. А так же прудами, парковыми зонами и всей остальной близостью к природе, куда стали в то время рваться состоятельные москвичи. Все это делалось в концепции "город-сад", популярной тогда в Европе. В чем-то застройщики того времени были даже дальновиднее современных застройщиков, а именно в том, что больше средств направляли на общественные территории и переориентировали свои сельхозугодья на снабжение этих же дач. Хотя, конечно, автотранспорт сейчас нивелирует этот сегмент тогдашнего инфраструктурного обеспечения и снабжения поселка. Неподалеку расположенный "Глобус" вполне способен заменить пекаря, мясника и молочника, ежедневно доставляющих свежие продукты к порогу дачи.

Второе явление, с которым я в позапрошлом году уже столкнулся, это строительство новых остановочных пунктов железных дорог в интересах частных лиц, собирающихся застраивать под жилье определенные территории. Особо никогда не задумывался, но довольно много подмосковных остановочных пунктов, построенных до Революции своими названиями обязаны совершенно конкретным богатым и влиятельным в те времена людям или их имениям. Людям, которые еще таким образом и увековечивали свои фамилии. До увековечивания фамилий дело еще обратно не дошло, а вот новыми остановочными пунктами, которые вызваны к жизни потребностью частных застройщиков уже имел дело. О том, как это происходило во времена РКМП, опишу на примере станции "Марк", Савеловского направления.

марк.jpg

В молодости мне не однократно довелось работать с восстановительным поездом, который базировался на этой станции (мостовики часто пользовались услугами тяжелой техники восстановительных поездов, при строительстве и реконструкции мостов), и мне всегда название "Марк" казалось странным. Оказывается станция носит фамилию крупного банкирского дельца, Морица Филипповича Марка. Который, кстати, даже не был подданным Российской Империи. По его указанию, его супруга (и по совместительству кузина), Софья Карловна, в 1879 году приобрела у генерал-майора Шулепникова имение Архангельское-Тюриково, став владелицей 172 десятин земли. В течении 1878-1882 годов, оформив еще 6 купчих, она довела площадь имения Марков до 600 десятин (это больше 600 гектар, если предположить, что речь идет о "казенных десятинах"). И вот для обеспечения транспортной доступности при строительстве Савеловский ж.д. и обустроили остановку "Марк".

Материал по другим, появившимся в результате этого бума, остановочным пунктам железных дорог пока приберегу. Есть у меня одна интересная идея цикла статей в которую этот материал хорошо ложится.
Tags: Москва, РКМП, Российская Империя, Русь-матушка, железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “РКМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments