jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Category:

Про одну книгу, или чем "понять" отличается от "прочитать".

Этот пост появился благодаря большой настойчивости одного моего друга hranitel_slov, с которым мы давно знакомы по Курилке ВИФ-2NE. До сих пор мне удавалось отнекиваться от просьб прокомментировать некоторые материалы, гуляющие по сети. От комментариев которых я по-прежнему воздержусь, но прокомментирую первоначальный источник, откуда было явно почерпнут этот "кладезь знаний".

Явным источником является вот эта книга, написанная, не побоюсь этого слова, великим человеком, сыгравшим не малую роль в Победе нашей страны в Великой Отечественной Войне и в истории нашего железнодорожного транспорта.

20200506_150518.jpg


Сразу оговорюсь, я с очень большим уважением отношусь к Ивану Владимировичу Ковалеву и к тому, что он сделал на посту начальника Центрального управления военных сообщений и Наркома путей сообщения в тяжелейшие годы Войны. С не меньшим уважением отношусь и к тем людям, про которых написано в книге. Железнодорожникам, сделавшим практически невозможное, чтоб обеспечить работу транспорта во время Войны.

(дальше, фотографии страниц книги кликабельны)

20200506_150553.jpg

Но в этой статье речь будет не о них. Статья посвящена ответу на заданный мне вопрос, "Стоит ли читать эту книгу?".

Дело в том, что однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Поэтому, я просто опишу те трудности, с которыми столкнется читатель. А вы уж решайте сами.

Начнем с того, что книга написана не для широкой публики.

20200506_151031.jpg

Я не знаю, задумывал ли так автор, или нет, но для того, чтоб понять, о чем он пишет, надо быть железнодорожником. Знать и понимать то, что автор не посчитал нужным объяснять и разжёвывать. То, что для любого человека, связавшего себя с профессией железнодорожника, является естественным набором базовых знаний. Тогда все встает на свои места, и не придется пересказывая прочитанное, блеять на уточняющий вопрос ведущего, про то, куда девались вагоны, когда поезда по Транссибу гнали в одном направлении сразу по двум путям, что-то про организацию одностороннего движения на московском узле, когда Москва была прифронтовым городом. Тоже, при этом не понимая, как там, на Московском узле, на самом деле было устроено.

Это к тому, чем отличается "читать" от "понимать".

Перейдем к следующему недостатку этой книги. Она вышла в 1981 году, и по факту представляет из себя копипейсту множества источников, среди которых было не мало весьма недостоверных, но при этом идеологически выдержанных. В этом легко убедится, посмотрев на список используемых материалов, который автор скрупулёзно приводит после каждой(!) главы.

20200506_150923.jpg

20200506_150624.jpg

Ну и последнее. Книга называется Транспорт и охватывает огромный промежуток времени. От предвоенных годов до послевоенного состояния. Вот сами посмотрите содержание:

20200506_150937.jpg

20200506_150945.jpg

При этом автор не мало внимания уделил отдельным, людям и их подвигам.

20200506_150820.jpg

20200506_150755.jpg


А книга то всего 480 страниц. Понятно, что впихнуть в них такой колоссальный временной отрезок, даже с учетом того, что большая часть книги отдана не транспорту вообще, а железной дороги в частности, физически весьма затруднительно. Особенно, с тем подходом и деталировкой, о котором я писал выше.
Отсюда и третий недостаток. Иногда повествование углубляется в какие-то совсем тонкие подробности и детали, и в то же время отделывается от читателя двумя-тремя общими фразами по тому же вопросу, но в полосе соседнего фронта.

Так стоит или не стоит ее читать? Ну, лично я очень рад, что мне выпала возможность ее прочитать еще два десятка лет назад. Если заметили, она у меня до сих пор пестрит множеством закладок. И почерпнул из нее много интересного, как в общих вопросах, так и в тех деталировках, которым на мой взгляд не место в этой книге, ибо они достойны отдельной книги.

20200506_150705.jpg

Значительным объемом информации, почерпнутой мной из этой книги, я в те годы поделился на ВИФе. Но мне в этом помогали мои знания. Знания профессионального железнодорожника в 4-ом поколении, позволяющие понять, что там написано. Да что там говорить? В книге упомянуты люди, которые для меня не абстракция, а история моей семьи.

А вот стоит ли читать эту книгу из любопытства в надежде понять, а уж тем более всех поучать на ее основании? Ее знаю. Совсем в этом не уверен.

(Добавление с учетом комментариев). В любом случае, делайте поправку на всё вышеизложенное.

ЗЫ. Сегодня на Памяти народа нашел своих дедов. Одного так точно. Оба, прошли не одну войну, но последнюю в рядах спецформирований НКПС. И до последнего времени приказов об их наградах на сайте не было. Но сегодня одного нашел точно. Орден и должность, которую он занимал во время ВОВ, закончив ее в звании инженер-майора НКПС, соответствует. Второго возможно. Медаль и ФИО, соответствуют, но сам текст приказа почему-то отсутствует, только место в архиве указано. Но, надеюсь, это не последние документы, которые выложены на сайт. Наград у дедов не мало было, и большинство по счастью сохранились.

Tags: Великая Отечественная, железная дорога, книги, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments