jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою...

Вчера в Курилке ВИФа был задан вопрос связанный с фразой из стихотворения Некрасова, вынесенный в заголовок этого поста. А были ли чугунные рельсы?
Углубимся в историю. Первые рельсы появились в шахтах и на рудниках. Это было творческая переработка лежневых дорог, которые представляли из себя просто дощатый настил, по которому катали тачки с рудой.
В шестнадцатом веке вместо обычных тачек, стали использовать деревянные вагонетки,



При этом на землю стали класть два лежня, соединенные между собой поперечинами.




Собственно так появилась привычная конструкция, описанная в детском стишке: "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый..."

В России первый такой лежневой путь появился в 1763 году на Змеиногорском руднике Колывано-Воскресенских заводов. Построен он был по проекту гидромеханика К.Д. Фролова в 1763 году. Отличительной особенностью этого сооружения было водяное колесо, которое с помощью канатов таскало вагонетки.

Однако быстрый износ деревянных лежней заставил искать новые материалы для их изготовления. В 1767 году англичанин Ричард Рейнольдс предложил заменить дерево на металлические брусья с канавками, посредине, впоследствии получившими названия рельсы. Вот так лежневая дорога превратилась в железную. Однако поначалу рельсы изготовлялись не из мягкого железа, а из более дешевого и твердого чугуна.
Отсюда и пошло, достаточно долго употреблявшееся название железных дорог "чугунка". В белорусском языке это слово официально употребляется до сих пор.

В России первая дорога с железными рельсами в виде уголка была построена в 1788 году механиком А.С. Ярцевым на Александровском (Олонецком) заводе в Петрозоводске.

Для железных дорог чугун не очень пригоден, он слишком хрупкий и ломался под тяжестью локомотива. Так что на железных дорогах быстро перешли на стальные рельсы, не смотря на то, что из-за быстрого износа их приходилось часто менять. Но уже с середины 19-ого века стали использовать специальные стали, которые хоть и дороже, но служили значительно дольше.

А вот чугунные рельсы продолжали использовались в шахтах и на рудниках долгие годы. В нашей стране чугунные рельсы прослужили до 1949(!) года. Эта дорога, построенная на Урале на Змеиногорском руднике в 1806-1809 годах сыном Козьмы Фролова Петром.

Ну и в заключение профили рельсов различных железных дорог для наглядности:



Информация почерпнута из очень хорошей книги Бориса Горшкова "Чудо техники - железная дорога".

Tags: Русь-матушка, железная дорога, история, разум человеческий
Subscribe

Posts from This Journal “разум человеческий” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments