jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Как восстанавливали Абхазскую железную дорогу. Всё ещё пролог.

Предыдущая часть повествования закончилась окончанием Великой Отечественной Войны и наконец-то долгожданной приемкой в 1949 году в постоянную эксплуатацию всех участков дороги, соединившей кратчайшем путем, Кубань и Закавказье. Дороги открывшей короткий путь из столицы нашей Советской Родины в столицы Советской Грузи и Советской Армении. И казалось, после Великой Победы, что это на века. Однако, мирная жизнь дороги оказалась недолгой. Но прежде, чем мы перейдем к новой войне, давайте вспомним недолгие мирные года, одной из самых красивых железных дорог Советского Союза.
Вокзалы в нашей стране всегда были немного архитектурными шедеврами, но тут вся линия, проходящая по "Советской Ривьере", отличалась архитектурными изысками.

Обычные эстакады имели необычные опоры, больше напоминавшие древнегреческие колонны.



Пролеты мостов богато украшенные лепниной.



Каждый мост в пределах городов, был архитектурным шедевром





Фонари освещения, обычно строго утилитарные, на этой дороге были необычно изысканной формы.





Порталы тоннелей, которые в нашей стране, к тому времени, стали уже заметно утилитарными, в Абхазии были выдержаны в общем стиле классицизма.



Даже сейчас после войны и запустения, хорошо проглядываются когда-то прекрасные и величественные архитектурные формы.

Что уж говорить о вокзалах? Пассажирские здания Гагра, Гудаута, Новый Афон и другие были построены в необычном для нашей страны стиле с колоннадами, создающими ощущение легкости и изящества конструкции. Даже сейчас в разрушенном виде, они производят впечатление.



















Обычно непритязательное здание ЭЧ, в Абхазии носит следы архитектурного украшательства



Включая остатки фонтана.







Все это прекрасно гармонирует с великолепной субтропической природой



















морским побережьем









и городской архитектурой









Отдельно надо рассказать про вокзал Сухуми.
Первое здание вокзала было деревянным



Но уже в 1948 году по проекту архитекторов Лолы и Левана Мушкуриани начали взводить новый вокзал. Планировкой, единый архитектурный ансамбль был разделен на три части. В левом крыл с отдельным входом располагался зал для военнослужащих, агитпункт и ряд служебных помещений. В правом крыле зал для пригородных пассажиров. К вокзалу примыкал ресторан.

Вокзал был принят в эксплуатацию 18 декабря 1951 года.





Даже заброшенный после войны в начале 90-х, он продолжает впечатлять своей архитектурой



А теперь добавим ко всему этому великолепию, что после войны дорогу обслуживал непривычный для советских железных дорог подвижной состав.



Про появление в нашей стране тепловозов Дб уже рассказывалось, в статье о влиянии Войны на отечественное тепловозостроение.

Но на участке Тбилиси-Сочи пассажирское движение обслуживали комфортабельные дизель-поезда Ганц-Маваг.



Десять таких составов были получены из Венгрии в качестве репарации в 1945-1946 годах.
На фотографиях поезда на станции Сухуми.



Обратите внимание, что высадка пассажиров осуществляется не на платформу. Изначально предназначавшиеся для Аргентинских дорог с колеей 1000 мм, эти поезда были непригодны, для высадки пассажиров на наши высокие платформы.

Еще одна фотография поезда на абхазской дороге, сделанная в 1946 году.



Поезда проработали на дороге до 1949 года.

В 1955 году на ХХ-ом съезде КПСС был принят шестой пятилетний план развития экономики страны. согласно плана предстояло электрифицировать на постоянном токе 3 кВ ряд ж.д. линий, включая Белореченская-Туапсе-Сочи-Сухуми. Не смотря на вновь возникшие трудности с материалами и сложности природных условий работы по электрификации были завершены в 1958 году, хотя из-за перебоев с электроэнергией, электропоезда еще продолжали ходить с резервным паровозом.
Но постепенно все наладилось и железная дорога прочно вошла в транспортную систему Советского Союза.

В декабре 1991 года, СССР приказал долго жить, и вместо него был образовано Содружество Независимых Государств, включавшее в том числе Грузию. Абхазское отделение вошло в состав вновь образованной Грузинской железной дороги. Не смотря на разделение на разные страны, поезда Москва-Тбилиси, Москва- Цхалтубо, Москва-Батуми, Москва-Сухуми продолжали бесперебойно двигаться по Черноморской дороге. Так продолжалось до 13 августа 1992 года.

О событиях вновь прервавших сквозное движение, в следующей части.

Tags: СССР, Советский Союз, архитектура, железная дорога, история, красота, природа, строительство
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Всё в заботе о нароТ.

    Правительство РФ дополнило правила дорожного движения (ПДД) пунктом, обязывающим водителей в случае вынужденной остановки транспортного средства вне…

  • Просто так.

    Это я чисто для того, чтоб положить сверху что-то на "верхний" пост. )) Кстати, это именно та фотография, которую опубликовали в одной газете под…

  • Первый пассажирский поезд на Обходе Украины.

  • Обход Украины. Путепровод ПК 742.

    Была у меня мысль показать вам что-нибудь красивое со свежепостроенного Обхода Украины. Но там на самом деле сейчас судорожная подготовка к пуску…

  • Тепловоз-электростанция ТГэ

    Сегодня хочу рассказать еще про один необычный локомотив, когда-то работавший на наших железных дорогах. В 1958-1959 годах австрийский завод…

  • Музей ЗСЖД. Часть 7. ПЗСМ

    Продолжу рассказывать про необычные единицы подвижного состава отечественных железных дорог. На этот раз темой будет агрегат, о существовании которых…

  • Фото строительства моста на обходе Украины.

    Просматривал отчеты по авторскому надзору с Обхода Украины. Попалось вот такое фактурное фото, сделанное в начале сентября. Пикет 751.

  • Еще немного про реконструкцию ст. Мытищи.

    Фотографии этого мостика я уже выкладывал, чтоб вы могли полюбоваться на его красоту. Но строители продолжают радовать свежими фотками. На этот раз…

  • Электовоз серии Сс. Сурамский советский.

    Первые магистральные электровозы на железных дорогах Советского Союза начали эксплуатироваться на Сурамском перевальном участке Закавказской железной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments