jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Categories:

Как восстанавливали Абхазскую железную дорогу. Конец пролога.

Предыдущая часть остановилась 13 августа 1992 года. В этот день международный поезд №56 Москва-Ериван был остановлен на пограничной между Северо-Кавказской и Грузинской дорогами станции Веселое. Движение в сторону Сухуми было остановлено. На следующий день поезд №13 Москва-Тбилиси был отправлен на станцию назначения через Баку. А часть составов вернулось в Москву. Так сквозное пассажирское движение по Черноморской дороге было прервано. Остановке пассажирского движения предшествовало разграбление мародёрами пассажирского поезда Москва - Ереван 12 августа. Разграблениям подвергались и грузовые составы. Особенно на участке Сухуми-Самтредиа. Атакам мародеров подвергалось и хозяйство дороги. К 26 августа из-за массового хищения медных проводов и кабелей, диспетчерская централизация на участке от Ингири до Адлера практически отсутствовала. Но все это было мелочью по сравнению с разразившимися в коридоре дороги полномасштабными боевыми действиями, следы которых видны до сих пор.



(На фотографии здание Абхазской железной дороги (абхазского отделения Грузинской ж.д) разрушенное во время боев за Сухуми).

1992 год для Грузинской железной дороги оказался катастрофичным. С января по август на всей территории республики было взорвано 25 мостов, более 60 раз повреждалось железнодорожное полотно и другие объекты. 12 августа началось открытое противостояние грузинских и абхазских властей. Председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварнадзе с 15 августа ввел чрезвычайное положение на всей сети железных дорог страны. Охрана мостов, тоннелей и других объектов была поручена Министерству Обороны республики. Но было уже поздно. За день до введения чрезвычайного положения был взорван мост через реку Ингури, отрезая внутренние районы Грузии и Армению от железнодорожной сети России.
Мост через реку Ингури удалось восстановить к 19 августа, но уже в следующую ночь был взорван мост расположенный севернее на перегоне Гали-Ачигвара. Дорога уцелевшая во время Великой Отечественной Войны была втянута в рельсовую войну в самом конце ХХ-ого века.
Северо-Кавказской железной дороге опять пришлось выполнять роль прифронтовой, эвакуируя из районов боевых действий российских граждан. Здания вокзалов Адлера, Сочи, Хосты стали приютом для тысяч беженцев из Абхазии.
Основные боевые действия развернулись на участке от станции Гагра до станции Ингури. Бои велись с применением тяжелой техники и авиации. Последние попытки провести поезда по дороге предпринимались в августе 1992 года. 25 августа удалось провести три поезда от Сухуми до Самтредиа. Но на следующее утро были взорваны пути в районе станции Тамыш. 26 августа развернулись бои за Сухумский вокзал. Во время сентябрьского перемирия была обстреляна бригада путейцев Очамчиской дистанции, пытавшаяся заниматься ремонтом пути. В начале декабря была предпринята очередная попытка провести поезд от Сухуми в сторону Очамчира, однако поезд опять сумел дойти только до станции Тамыш. Именно этот участок так и стал местом разрыва дороги. Только за декабрь 1992 года там трижды взрывали мост.

27 сентября 1993 года закончились бои за Сухум. 14 мая 1994 года было заключено Соглашение о прекращении огня. Но земля Абхазии до сих пор хранит следы войны



Дыра от авиабомбы (по счастью не разорвавшейся) в железнодорожном мосту в районе Гагры.













Мост соединяет два тоннеля, неудивительно, что он стал мишенью для бомбежки.





Новые Абхазские власти сумели восстановить пассажирское движение от Ткварчели до российской границы 25 декабря 2002 года. В сентябре 2004 года удалось восстановить сообщение между Адлером и Сухуми. 10 сентября первые беспересадочные вагоны отправились по маршруту Москва-Сухуми. Открыть движение между столицами России и Абхазии удалось благодаря капремонту участка от Псоу до Сухуми, проведенному с помощью России. Летом 2008 года железнодорожные войска России, усиленные Спецмостотрестом РЖДСтроя, отремонтировали пути на участке от Сухуми до Очамчире.

Независимость Абхазии была признана Россией 26 августа 2008 года.

Пограничный мост через р. Псоу отделяющий Республику Абхазия от Российской Федерации



Импровизированный ДОТ охраняющий границу.



Движение поездов между Абхазией и Грузией прервано до сих пор. Парадокс заключается в том, что движение поездов из Армении и Грузии в Россию продолжается. Поезда паромами через Поти, в обход Абхазии все-таки продолжают соединять оторванные от сети дорог России осколки когда-то Великой Железнодорожной Державы СССР. Для Армении, у которой в результате конфликта в Нагорном Карабахе, закрыты все железнодорожные пагранпереходы, кроме пагранперехода с Грузией, это единственная оставшаяся ниточка.

На этом заканчивается пролог истории. История о которой я собирался рассказать началась в 2010 году. Восстановление путей, выполненное в 2008 году, это далеко не восстановление железной дороги. Для нормального функционирования дороги необходимо было восстановить устройства электроснабжения, СЦБ и связи. Да и пути, нуждались в новом ремонте.
История непосредственно связана с Олимпиадой 2014 и развивалась параллельно с грандиозным строительством развернувшимся на участке Туапсе-Адлер и строительством новой дороги на Красную Поляну. Не знаю, когда-нибудь расскажу ли про этот грандиозный проект, но в следующей части будет описание того, как выглядела Абхазская дорога перед началом проекта.

Tags: Абхазия, война, железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments

Posts from This Journal “железная дорога” Tag