Вопрос, как расчищать от снега железнодорожные пути, встал сразу после строительства первой железной дороги. Поначалу это делали с помощью простейших плуговых устройств, на конной тяге. В 1879 г. русский инженер С.С.Гендель построил плуговой снегоочиститель, смонтированный на паровозе. И в том же году на ст. Минеральные Воды Владикавказской железной дороги машинист Беренс создал и испытал опытный образец роторного снегоочистителя.
Но я собственно не собираюсь сейчас углубляться в историю снегоборьбы на отечественных железных дорогах, и даже не собираюсь углубляться в историю снегоуборочной техники. Цель поста просто познакомить с образцами техники, хранящимися в Музее Западно-Сибирской ж.д. Поэтому обозначу только один принципиальный вопрос. Всю железнодорожную технику предназначенную для борьбы со снегом на железной дороге принципиально можно разделить на два класса. Это снегоочистители и снегоуборщики. Уже из названия понятно в чем их основное отличие. Снегоочистители отбрасывают снег в сторону, снегоуборщики нагружают снег на себя и вывозят его в снеговые тупики. Соответственно они и применяются в зависимости от наличия возможности отбросить снег в сторону. Как правило снегоочистители больше работают на перегонах, а снегоуборщики на станциях. Хотя это не догма. На этом всё, переходим собственно к фоторепортажу. (Да, да, я знаю про снеготаялку Арутюнова, и путевые струги, но их в репортаже не будет). В музее находится пять единиц техники, предназначенной для снегоборьбы. Пойдем по восходящий, от прошлого к настоящему.
Старейшей машиной в музее является Снегоуборочная машина Гавриченко.
Это специальный поезд, предназначенный для очистки и уборки снега со станционных путей. Проходя по занесенном снегом станционному пути, машина могла механически подгребать снег с пути и с обоих соседних междупутий и грузить его на себя. К зиме 1936-37 гг. было заказано 100 таких снегоуборщиков. Поезд состоит из головной снегоуборочной машины, пяти промежуточных полувагонов и шестого саморазгружающегося вагона. Передвижение и питание механизмов осуществлялось сжатым воздухом паровоза. В музее представлена машина выпуска 1948 года.
Следующим по году выпуска является снегоочиститель типа "Таран".
Снегоочиститель не самоходный и для его работы требуется локомотив. Такие снегоочистители появились в 1945 году, и предназначались для борьбы со снежными заносами высотой до 2,5 метров.
Если кому интересно, под катом немного про его эксплуатацию и характеристики
[ Spoiler (click to open)]
Данный снегоочиститель выпуска 1950 года. С 1955 года выпускалась модернизированная версия.
Следующая машина роторный электроснегоочиститель ЭСО, предназначен для очистки путей от снега толщиной 4,5 метра.
Данная машина выпуска 1960 года.
Следующая машина выпущена в 1961 году. Это снегоочиститель СДП.
Предназначен он для очистки снега глубиной до 1,5 метров. В основном на перегонах.
Очистка снега выполняется за счет плужного отвала установленного под углом 50 градусов вправо по ходу движения. Отвал состоит из лобового щита с механизмом подъема и боковых крыльев с механизмом раскрытия.
Ну и в заключении второе поколение снегоуборочных машин, в общем то почти легендарная СМ-2.
Данный экземпляр выпуска 1965 года.
Эти машины имели собственную дизель-генераторную установку и электрифицированный привод рабочих органов, оснащены барабаном-питателем для забора снега и боковыми щетками для очистки междупутий. Наряду со снегом поезд очищает путь от мусора.
Созданные в конце 50-х, начале 60-х, семейство машин СМ, непрерывно совершенствуясь, служат нам уже долгие годы.