jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Железные дороги на старинной почтовой открытке. (24)

"...строил мост так, дабы Бог и потомки никогда не сказали худого слова обо мне"

Дано в этой рубрике хотел подступиться к величайшим творениям инженерного гения, мостам Транссибирской магистрали. И даже уже залил в сеть фотографию самого знаменитого моста Российской Империи, разделившего первую премию с Эйфелевой башней на всемирной выставке в Париже в 1900 году, моста через Енисей, профессора Лавра Дмитриевича Проскурякова. Строительство моста возглавлял талантливейшей инженер-строитель Евгений Карлович Кнорре, слова которого из отчета о строительстве я и вынес в эпиграф. К сожалению, материал о таких сооружениях настолько обширен, что пока не могу найти в себе сил и времени, для того, чтоб обработать и выложить в сеть. Но все-таки так или иначе за Транссиб надо браться, ибо не мало объектов Транссиба дошло до нас в виде фотографий на старой открытке, так что начну с другого моста, строительство которого возглавлял Евгений Карлович, небольшого моста через реку Ушайка.



Этот мост находится в стороне от главного хода Транссиба, на ветке, которая проложена от Транссиба к Томску.
Одной из сложнейших задач, которые предстояло решить при строительстве той части Транссибирской магистрали, которая была построена в 1891-1916 годах, это возвести более 7000 искусственных сооружений на всем ее протяжении, перекрывая большие и маленькие реки, прорезая горные хребты и строя притрассовые дороги. Объем этих работ был настолько велик, что сейчас уже невозможно подсчитать точное количество возведенных сооружений. Немало этих сооружений на Средне-Сибирской части Трассиба было возведено под руководством Е.К. Кнорре. Не буду сейчас останавливаться на тех изобретениях, которыми он обессмертил свое имя. Кессоны Кнорре, деревянный кран для сборки пролетных строений, про все это надеюсь рассказать позже. Но вот что нельзя не отметить, это деятельность Евгения Карловича по организации строительства. А именно про Мастерские Кнорре, которые располагались на левом берегу Томи близ только что основанного посёлка Юрга и готовили стальные конструкции для больших мостов через реки (в скобках указана полная длинна моста) Томь (562 метра), Яя (140), Кия (243), Чулым (319), Енисей (926,5), Кан (295), Оку (522), Белую (232), Китой (176), а так же Кемчуг, Берёзовку, Большую и Малую Урю, Оборудование мастерских позволяло обрабатывать до 32 тонн мостового и кессонного железа в сутки, и не ограничиваться им, но и на месте выполнять заказы управления работ по изготовлению лапчатых болтов, стрелок и прочего, что сильно сокращало расходы по доставке конструкций из центральной части России. К 1896 году мастерские состояли из 15 домов для служащих, 62 бараков для рабочих, часовни и лечебницы.
Кроме того мастерские изготовили пролетные строения для 34 искусственных сооружения на 89-вёрстной Томской ветви, одним из которых и был мост через реку Ушайка, представленный на фотографии. Строительство этой ветки было вызвано необходимостью соединить Томск с железной дорогой. Городу Томску в этом плане как-то фатально не везет. Его обошли при строительстве Транссиба. Соединительную ветку протянули неудачно, опять промахнувшись мимо районов города, которые собирались застраивать. Попытка строительства вторых путей пришлась на 90-е годы двадцатого века, и была прекращена, толком и не начавшись.

Но вернемся к фотографии. Она сделана в 1903 году. Судя по характерному подвижному составу, на фотографии запечатлено испытание моста на статическую нагрузку. Пролетное строение типовое - металлическая ферма с ездой поверху.
Tags: железная дорога, история, мосты, разум человеческий, старая открытка
Subscribe

Posts from This Journal “старая открытка” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments