jury_a_kap (jury_a_kap) wrote,
jury_a_kap
jury_a_kap

Электовоз серии Сс. Сурамский советский.

Первые магистральные электровозы на железных дорогах Советского Союза начали эксплуатироваться на Сурамском перевальном участке Закавказской железной дороги между станциями Хашури и Зестафони. Этот участок был построен в составе Поти-Тифлисской дороги в 1872 году по облегченным техническим условиям и имел уклоны до 46%о



Уже к 80-м годам 19-ого века участок исчерпал свои пропускные способности и были предприняты работы по смягчению продольного профиля, для чего был построен Сурамский тоннель, длинной около 4 км. Минимальный радиус кривых увеличили со 100 до 150 метров, Предельный уклон довели до 29%о. Что позволило увеличить пропускную способность участка, и удовлетворительно эксплуатировать его до 1924 года. Поезда по участку таскали шестиосными танк-паровозами системы Ферли серии Ф. Однако дальнейший рост перевозок и постепенный вывод из эксплуатации паровозов серии Ф, привел к тому, что к обращению на участке пришлось допустить паровозы серии Э не пригодные для таких условий, и вынужденные преодолевать перевал двойной и тройной тягой. Стало понятно, что требуется кардинальное решение по замене тяги на данном участке. Тяжелый горный профиль, а так же большие запасы гидравлической энергии в реках Кура и Риона, находившихся вблизи участка подтолкнули к идеи электрификации линии Хашури-Зестафони. Уже в 1928 году начались работы по сооружению контактной сети, строительству тяговых подстанций и высоковольтных линий электропередач. В качестве системы тока были выбрана система постоянного тока с номинальным напряжением 3000 в. Эта система успешно эксплуатировалась на горных участках в ряде стран. Работы по электрификации были завершены к августу 1932 года. Второго августа электровоз серии "С" с двумя пассажирскими вагонами совершил испытательный пробег от станции Хашури до станции Лихи и обратно пробыв в пробной поездке 1 час 10 минут. 16 августа 1932 года, запуском первого пассажирского поезда с делегацией трудящихся Тбилиси и работников, занимавшихся электрификацией участка, состоялось торжественное открытие электрифицированного участка. Поезд вел электровоз С10-03. Два электровоза С10-01 и С10-03 с тяговыми двигателями GE-707, были построены по нашему заказу американской фирмой Дженерал Электрик и прибыли на Сурамский перевал в июне 1932 года. Еще шесть локомотивов С10-2 и С10-04 - С10-08 были доставлены до конца 1932 года без тяговых электродвигателей. Они уже комплектовались отечественными электродвигателями ДЭП-340 с часовой мощностью 340 квт (460 л.с.), выпуск которых с 1 мая 1932 года был налажен на заводе "Динамо". Кроме того для быстрого обеспечения участка электровозной тягой, в Италии на заводах Техномазио Броун-Бовери были заказаны электровозы, получившие серию Си (Сурамский итальянский). Т.к. по условиям контракта, локомотивы серии Си должны были иметь возможность работать по системе многих единиц с электровозами С, то их тяговые параметры, схемы электрических цепей и система торможения были приведены к параметрам электровозов С. Но в остальном, не связанные условиями, итальянцы дали волю своей инженерной мысли, в результате чего электровозы получили более мощные тяговые двигатели GDTV-655 и вспомогательные системы, способные работать напрямую от напряжения контактной сети. Первые три электровоза (Си 10-09 - Си 10-11) поступили на Сурамский перевал в октябре 1933 года, а еще четыре (Си 10-12 - Си 10-15) в апреле 1934 года.

Но электрификация Сурамского перевала поставила перед отечественной промышленностью вопрос о необходимости начать выпуск собственных магистральных электровозов. В 1929 году Московский электромашиностроительный завод "Динамо" им. С.М. Кирова занялся проектированием электровоза со сцепным весом 132 т, диаметром колес 1200 мм, типа 0-3о-0+0-3о-0 постоянного тока 3000 в с рекуперативным торможением. К концу 1931 года завод начал изготовление тяговых электродвигателей, вспомогательных машин и аппаратуры. Механическую часть электровозов изготовлял Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева. В июне 1932 года цех пробных конструкций завода "Динамо" выпустил первый комплект электровозной аппаратуры. В августе с коломенского завода поступила первая механическая часть и начался монтаж электрооборудования. В ноябре 1932 года первый советский электровоз Сс 11-01 вышел из заводских ворот и был отправлен на обкатку на электрифицированный участок Северной дороги. В начале 1933 года он был отправлен для постоянной эксплуатации на Сурамский перевал Закавказской дороги.



У электровоза Сс (Сурамский советский) кузов опирается на две трехосные тележки. Каждая колесная пара является движущей и приводится в действие от отдельного тягового электродвигателя через двустороннюю зубчатую передачу. Для получения различных экономичных скоростей движения тяговые электродвигатели группируются или в последовательное, или в последовательно-параллельное, или в параллельное соединение. Всего у электровоза 9 экономических скоростей. Во время движения по спуску на локомотиве можно производить рекуперативное торможение, возвращая ток в контактную сеть. При этом электродвигатели работают как генераторы.
Мощность часового режима электровоза серии Сс при напряжении в к/с 3000 в равна 2760 л.с. (касательная сила тяги 24000 кг скорость 31 км в час). Конструкционная скорость изначально была принята 65 к в час, а в 1935 году повышена до 70 км в час.

Электровозы Сс строились на отечественных заводах с 1932 по 1934 годы. Всего было выпущено 21 локомотив (Сс 11-01 - Сс 11-21) Большинство электровозов Сс работали на электрифицированном в 1933 году горном участке Кизел-Чусовская Пермской (сейчас Свердловской) дороги, имеющей уклоны 15%о. Первые электровозы пошли по этому участку 24 августа 1933 года, а уже в 1934 году они полностью вытеснили с поездной работы, ранее здесь работавшие паровозы Эу.

В 1952 при капитальных ремонтах, электровозы серий Сс, С, Си были модернизированы установкой аппаратуры, применявшейся на электровозах ВЛ22м. На части машин тяговые двигатели заменили на ДЭП-400. Модернизированные электровозы получали обозначение Ссм, См, Сим. На фотографиях электровоз Ссм-14 сохранившийся до наших дней в музее Октябрьской железной дороги.








На верхней фотографии картина Александра Александровича Киселева "Старый Сурамский перевал" 1891 год, холст, масло. Хранится в Государственной Третьяковской галере в Москве.

Tags: железная дорога, история, электровоз
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments